По вероисповеданию западные курды в большинстве — сунниты, как и турки, а восточные курды в основном — шииты, подобно иранцам. Среди курдо-айсорских ассимилянтов существует христианско-мусульманская секта кызылбашей. Есть еще мусульманская секта али-алави. Но наиболее таинственная и малоисследованная древнейшая религия курдов — это езидизм, перекликающийся с культом бога весеннего Солнца Ярилы в древней Руси.
Верующих езидов возглавляет наследственная каста рухани. Она названа так по имени солнечной богини Рухи, или Великой Матери богов. В индийском пантеоне ариев богине Рухе отвечает Майя. То есть курды-езиды имеют древнейший матриархальный культ. Истории езидизма более 5000 лет.
Езидизм во многом похож на зороастризм. Некоторые утверждают, что зороастризм — это тот же езидизм, но другие отрицают эту версию, утверждая, что езидизм существовал намного раньше и что некоторые религии, в т. ч. и зороастризм, в свою основу взяли элементы езидизма. У язычества и езидизма также очень много общих элементов.
До появления христианства и ислама все курды в течение многих тысячелетий исповедовали езидскую религию — поклонялись солнцу. Позже многим из курдов насильно навязывался ислам с целью их полной ассимиляции.
Сегодня есть курды — мусульмане, христиане, кызылбаши, алавиты, иудеи и, конечно, сохранившие свою древнюю исконную веру — езиды, которые в начале XX в. насчитывали 7 млн, а ныне, по неофициальным данным, насчитывают от 1,5 до 2 млн человек. Это та постоянно изгнанная часть курдов, в отношении которых, согласно езидским религиозным источникам, в течение столетий 72 раза периодически учинялась резня — геноцид со стороны некоторых соседних исламских стран с целью полного уничтожения их веры и культуры. Их так же, как армян и ассирийцев, хотели полностью стереть с лица земли. В результате одного из самых кровавых вторжений арабских шейхов, бегов и феодалов в Курдистан с целью исламизации региона произошла резня езидов времен Омар ибн Хатаба и Халид ибн Валида, которые вырезали сотни тысяч езидов, более 50 тысяч повесили, сотни тысяч взяли в плен, миллионам насильно навязали ислам. Эта резня езидов охватила территории от Рехае (Урфа) до Сиирта. Затем попавших в плен и принявших ислам уже бывших езидов использовали для дальнейших нападений и резни сбежавших в высокие горы собратьев-езидов.
На протяжении всей истории существования езидизма приверженцы этой религии за стремление сохранить обычаи и верования предков терпели унижения и притеснения от представителей других конфессий, в том числе и от своих братьев — курдов-мусульман по диктовке врагов курдского народа. Приведем буквально два-три примера. В 1252 г. правитель Мосула осквернил мавзолей Шейха Ади, обезглавил сотни езидов, а их эмира повесил. В 1817 г. правитель Равандуза паша Мухаммад Кур продал много езидов в рабство, а еще больше утопил в Тигре. В 1908 г. власти Османской империи насильно заставляли езидов принимать мусульманство, оскверняли и уничтожали их святыни и имущество.
В результате были сожжены, уничтожены письменные материалы о езидах и их религии. Уничтожалось все, что когда-то могло упоминать езидизм. Вооружившись лозунгом «Убивай гявуров (неверных), чтобы попасть в рай», они не щадили никого и ничего. Это стало причиной того, что миллионы езидов убегали в Индию и Закавказье. Миллионы вынужденно приняли ислам, но и миллионы героически погибли, отказавшись принять чужую веру, предпочитая умереть езидами.
За весь период борьбы езидов за сохранение своей древней религии и выживания на родной земле сотни, а может и тысячи из них отличились героическими подвигами. Именно Давреше Абди, Али беге Мире Шеха, Джангир Ага, Шейх Мирза, Махмуде Эзди, Бшаре Чато, Каймазе Эзди и другие золотыми буквами были вписаны в историю не только езидов, но и всего курдского народа. Их героизм доныне воспевает народ.
С XVI до середины XX в., особенно в течение XIX в. в период русско-персидских и русско-турецких войн, в Закавказье из Курдистана переселились многочисленные езидские племена и патронимии, такие как Анкосиа, Балиа, Бандуриа, Будиа, Гасаниа, Закуриа, Зилана, Казания, Каладошиа, Клериа, Коркотиа, Мамудокиа, Мандкиа, Мантаджиа, Млиа, Мхаила, Ортлиа, Пивазиа, Рамошиа, Рашиа, Рожкиа, Сааниа, Сипкиа, Стуркиа, Утиа, Чилиа, Чохрашиа, Шамскиа, Шаркиа, и другие. Они постепенно обосновались в Восточной Армении, частично в Грузии и некоторых областях России. Позже, в 1877— 1878 гг., после русско-турецкой войны, основным их местожительством в Закавказье становится Армения, так как в это время из Турции курды-езиды в большом количестве переселились в Ереванскую губернию и другие районы Армении.
У езидов очень развита обрядовая поэзия, через которую мы убеждаемся в том, что они поклоняются солнцу, а также почитают четыре стихии: землю (мать всего живого), воду, воздух и огонь (самая священная стихия).
Каждый год езиды отмечают ряд религиозных праздников: Eyda Êzîd (Эйда Эзид - Праздник Езида), Eyda Xidirnebî (Эйда Хидирнаби - Праздник Хдрнаби), Çarşema Sor (Чаршема Сор - Красная Среда), Kiloça Serê Salê (Клоче cape сале - Предновогодняя Пасха), паломничество к Лалешу и т. д. Для примера, опишем один из них - праздник Езида. Это праздник сотворения мира, который отмечается езидами зимой, во второй половине декабря, в третью пятницу месяца. Согласно езидской мифологии, именно в первый день недели была создана Земля. Учение езидизма гласит, что Бог создал Мир с помощью семи ангелов. Во главе этих ангелов после Бога стоит Малаке Таус. Бог с помощью ангелов начали сотворение Мира в субботу и завершили в воскресенье. В понедельник Земля получила воду и воздух. Во вторник, среду и четверг езиды проводят пост в честь Бога, сотворившего Мир. В дни поста едят только вечером (перед закатом солнца) «fitar» и в ночное время (до рассвета) «paşîv». Пост должен совпадать с расположением Луны, когда она хорошо видна в небе. Одна из характерных черт езидизма — сохранение чистоты. По¬этому езиды перед праздником тщательно убирают свое жилище. Затем приступают к приготовлению праздничной пищи. Езиды запасаются продуктами, которые не запрещены им. Ночные трапезы проводятся всей семьей. Перед заходом солнца из общей трапезы выделяют долю «şîv-paşîv» для покойных родственников и отправляют ее в соседние дома или нищие семьи. Как считают езиды, после захода солнца все дороги и ворота потустороннего мира закрыты, и еда, которую души покойных там ждут, не сможет до них дойти. Перед заходом солнца все члены семьи умываются, молятся, вместе садятся за стол ужинать «fitar», произнося слова: «О, Великий Господь, прими мою службу!». Так торжественное служение проводится все три дня поста. В четверг после ужина под предводительством шейхов все собираются в тех домах, где в течение года кто-либо умер, и выражают соболезнования семье, родственникам и близким покойных. В пятницу посещают дома шейхов и пиров, а затем ходят в гости друг к другу. Весь день проходят народные гуляния, иногда сопровождаемые музыкой. В этот день поссорившиеся родственники или односельчане прощают друг другу все обиды и мирятся.
Основу культуры езидов составляют обычаи, поверья, пословицы, религиозные обряды. Огромное значение имеют устное народное творчество, песни и танцы. Особо следует отметить баллады, повествующие о подвигах национальных героев, свадебные песни, бытовые и трудовые песни, в которых отражена душа и мудрость езидов.
Прикладное искусство езидов полностью срослось с образом их жизни, бытом и трудом. Разнообразные ковры и рукодельные ткани имеют как прикладную, так и эстетическую функции. Они отличаются ярко выраженным национальным колоритом. То же самое выражено в национальной одежде и украшениях: серебряные пояса — «kember», особые головные уборы, украшенные монетами, — «kofî» и т. д.
Главой в езидизме является мир (эмир), его называют Мире шеха. Он выбирается членами своей семьи, считается абсолютным духовным и мирским повелителем и обладает почти монархическими правами. У мира хранятся все религиозные реликвии езидов. Он лично назначает Баве Шейха — отца шейхов — как своего заместителя в религиозных делах. Его резиденция находится в Северном Ираке.
Езидские религиозные деятели (şêх, pîr, feqîr, qewal, koçek) выучили наизусть из уст своих старейшин сущность своей религии и передавали ее из поколения в поколение в устном виде. Именно благодаря многим, искренне преданным своей вере талантливым представителям духовенства, езидам удалось сквозь столетия в устной форме донести до наших дней свою древнюю оригинальную веру, нравы, обычаи.
В некоторых научных кругах распространено мнение, что Езид — воплощение древнего иранского божества язат-нерин (божество, достойное жертвоприношения). Некоторые же связывают это имя с названием иранского города Езд. Другая группа исследователей, ссылаясь на придуманную врагами езидов легенду, связывает возникновение этого божества с именем второго арабского халифа династии Омаев Езида ибн Муавиа. Приведенные последние два мнения абсолютно лишены исторической основы.
В иранском городе Езд никогда не было езидов, этот город в течение веков был населен персами-зороастрийцами. Иначе как можно объяснить связь между мусульманином Омайским (арабским) халифом и одноименным езидским Богом? Ведь езидизм как религия существовал намного раньше, чем христианство и ислам. Исходя из этого, наличие подобной связи исключено.
Что касается иранских язатов, то они могут быть прототипом для довольно древнего Божества. Следует отметить, что второй Омайский халиф Езид ибн Муавиа не имел никакого отношения к езидам, тем более что он правил всего три с половиной года (680 — 683 гг.) и не являлся основателем какого-либо религиозного учения, потому и с ним никак не может быть связано само название езидов и появление одноименного Бога.
В середине века езиды были известны под именем «Дасени». Они раньше также назывались «ede-biya», что означает скромный, стыдливый. Все езиды говорят на курманджийском диалекте курдского языка. Их название происходит от древнеперсидского слова EZD — Бог; азид — значит «божеский», в смысле «признающий Бога». По курдскому варианту название езда (EZDA), означает EZ + DA= (ez — я + da — дал, создал), т. е. тот, кто создал меня — мой со¬здатель, а само слово Бог — «Xweda» (xwe — себя + da — дал, создал) означает самосоздатель. Это значит, что Бог един, он всевышний и всемогущий, он Верховное Существо, создатель мира.
Езиды — арийцы, проживают в Ираке, Турции, Сирии. В результате гонений в 1830—1840 гг. со стороны османцев многие иммигрировали в Армению и Грузию. А сегодня многие из них проживают в России, Украине и в некоторых странах Европы. Езидская мифология выступает против войн и зла, предпочитает мир и добро. Вот что говорится в одной из езидских молитв:
Боже, дари четырем сторонам света добро,
Открой добру двери, войнам их закрой,
Нашу судьбу добром увенчай!
Езидская вера не отрицает других религий, с уважением относится ко всем религиям и народам, всех людей рассматривает одинаково, ибо они созданы одним Богом. Как уже отмечалось, езидизм выступает против резни между людьми, народами и всяких войн. Каждый езид обязан за свою жизнь придерживаться трех основных требований:
1) мудрая мысль;
2) умное слово;
3) доброе дело
Если другие религии обещают, что человеку достаточно перед смертью покаяться в своих грехах и он попадает в рай, то по езидской религии человек всю свою земную жизнь должен провести так, чтобы его добрые поступки намного превосходили его же проступки.
Езидская религия считается верой мирных, скромных и стеснительных («Dînê Şerme»). Они должны всегда выступать против зла и несправедливости, против угнетения и ущемления слабого и беззащитного, быть умными, скромными и правдивыми.
Согласно верованию, езид должен сражаться, воевать с целью самозащиты: если совершается нападение на его очаг, святыню, семью, на него лично, если оскорбляется, растаптывается его честь и достоинство («namus»). В любых других случаях проявлять агрессию, воевать и лить кровь — это является грехом. Каждый езид за всю свою жизнь обязан находить правду, говорить правду и защищать правду.
Так, например, в 20-е гг. XIX в. во главе совместной вооруженной борьбы езидов и армян против османцев встал шейх Мирза. Он в 1827—1828 гг. вместе с представителем армянской церкви Погосом (Кешиш Поло) во главе с 10 тысячами езидских и армянских борцов в Риндоване побеждают 30-тысяч¬ную армию турок. Нападение османцев на Армению в 1918 г. под руководством Касым Кара Бакир-паши, когда только в ущелье под селом Курдский Памп (ныне Сипан Арагацского района Армении) турецкие аскяры за одну ночь взяли в плен, привязали друг к другу и расстреляли более 70 мужчин в воз¬расте от 10 до 70 лет, езиды, проживавшие тогда в Армении, воспринимают как нападение на родной очаг. В течение одной ночи был создан огромный езидский отряд под руководством Джангира-аги которому после согласования своих действий с командующими армянских отрядов Андраник-пашой и Сероб-пашой удалось отбросить османские войска за пределы Армении. Позже этим полководцам было присвоено высокое звание Национального героя.
Нападение фашистских захватчиков на СССР езиды, обосновавшиеся в стране, восприняли как нападение на свой общий очаг, оскорбление чести как езидов, так и народов Советского Союза. Наряду с другими народами, они активно участвовали в борьбе с врагом-захватчиком. Против фашизма (как зла) езиды воевали, совершая подвиги, самоотверженно трудились в тылу, преумножая возможность скорейшей победы над фашизмом (злом). Только из одной езидской деревни Авшен (Чобан-маз) Арагацкого района Армении, где тогда проживало около 30 семей, на фронт ушел 31 мужчина, вернулись только двое — израненные и искалеченные. В целом за весь период Великой Отечественной войны многие семьи потеряли по двое и по трое мужчин, на фронтах оказались тысячи езидов. Они совершали подвиги при обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда, в битвах за Кавказ и за освобождение Крыма, в составе войск Украинских, Белорусских, Прибалтийских фронтов, в рядах народных мстителей в Украине. Высокого звания Героя Советского Союза был удостоен Саманд Алиевич Сиабандов.
Езидизм не прощает предательства. Принявший другую религию езид не может снова стать езидом ни в коем случае, так же, как человек, родившийся от родителей неезидской веры, езидом не может стать. Езидами не становятся — езидами рождаются.
Эти строгие требования необходимы для того, чтобы сохранить чистоту своей религии, защитить ее от проникновения элементов других религий.
Преданность езидов своей вере настолько ярка и глубока, что миллионы из них ради спасения своей религии покинули свои исконные территории, свою историческую Родину — Курдистан. Зарубежные курдоведы справедливо отмечают, что, находясь длительное время в инородном конфессиональном массиве, превосходящем их численность во много раз, езиды проявили большую устойчивость к ассимиляции. Этому в немалой степени способствовала однородность и эндогамность браков. Проживание езидских общин на территории разных стран вырабатывало определенные религиозно-этнические особенности этой общности, отражающиеся в их устной традиции, в частности, в представлении об истории их верования.
Слово «езид» некоторые стали употреблять не в качестве религиозного термина, а как название этнической группы, этноса и даже народа. Но, в последние годы, находившиеся в течение столетий в эмиграции езиды получили возможность ближе познакомиться со своей настоящей историей, узнали о трагедиях своих соплеменников в разных частях расчлененной родины. И, наконец, езиды все больше и больше убеждаются в том, что резня и геноцид со стороны исламских стран не были направлены против езидов и езидизма, как какой-то религии и ее сторонников. А через них были направлены против основы, истории и истины целого народа.
Езидизм — это неповрежденное зеркало культуры, нравов, обычаев и традиций, психологии и характе¬ра всего курдского народа как хозяев и рыцарей ближневосточного региона — Мидии (Курдистана).